Выездная налоговая проверка – это специализированный вид налогового контроля, который проводится налоговыми органами прямо на территории налогоплательщика. Эта проверка регулируется статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая определяет ее основные принципы, порядок проведения и сроки. Выездная налоговая проверка включает в себя комплекс мероприятий, проводимых налоговыми органами, и направленных на проверку правильности расчета и своевременности уплаты налогов.
Налоговое законодательство существенно влияет на функционирование бизнеса. Понимание особенностей проведения выездной налоговой проверки позволяет компаниям быть готовыми к этому процессу, избежать нежелательных ошибок и снизить возможные риски. В данной статье мы подробно разберем все аспекты выездной налоговой проверки и дадим практические советы для ее успешного прохождения.
Выездные налоговые проверки имеют общие цели с камеральными проверками, включая контроль за расчетом и уплатой налогов и сборов в бюджет, проверку соблюдения налоговых законов и взыскание задолженности и пени, а также предотвращение налоговых нарушений и привлечение должностных лиц к ответственности за эти нарушения. Однако, основная отличительная особенность выездных проверок заключается в том, что они проводятся непосредственно в офисе компании или на ее территории.
Основные отличия выездной налоговой проверки от камеральной
Выездная налоговая проверка имеет свои специфические особенности в сравнении с камеральной проверкой. Вот некоторые из них:
- Период проверки: в отличие от камеральной, выездная налоговая проверка может охватывать любой налоговый период — от трех месяцев до трех лет.
- Охват налогов: выездная проверка может проводиться как по одному, так и по всем видам налогов.
- Место проведения: обычно выездная проверка проводится непосредственно на территории налогоплательщика. Если же компания или ИП не в состоянии предоставить помещение для проведения проверки, то она может быть организована в арендованном помещении или в помещении налоговой службы.
- Повторность: законодательство предусматривает возможность проведения повторной выездной налоговой проверки в определенных случаях.
- Право на проведение: как правило, право на проведение выездной проверки имеет налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Однако, в отношении крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений могут действовать исключения.
Важно отметить, что в случае смены местонахождения (юридического адреса) налогоплательщика в период проведения выездной проверки, ее продолжит проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения налогоплательщика.
Причины для проведения выездной налоговой проверки
Существует несколько ключевых оснований, которые могут привести к назначению выездной налоговой проверки:
- Несоответствие в налоговой и бухгалтерской отчетности: это может включать различные расхождения, которые подозрительно напоминают нарушение налогового законодательства. Такие несоответствия могут быть обнаружены в ходе камеральной проверки или предварительного анализа деятельности компании (ИП, ФЛ).
- Смена юридического адреса: если налогоплательщик сообщает о смене юридического адреса, и при этом у налогового органа есть основания полагать, что в отчетности налогоплательщика присутствуют нарушения, это также может служить причиной для проведения выездной налоговой проверки.
- Начало процедуры ликвидации: если налогоплательщик сообщает о начале процедуры ликвидации, и у налогового органа имеются основания подозревать нарушения в его отчетности, это также может стать причиной для проведения выездной налоговой проверки.
Вероятность того, что компания попадет под выездную налоговую проверку, увеличивается, если в ходе проверки сотрудниками налоговых органов обнаружены налоговые риски и бизнес не соответствует критериям, указанным в Концепции ФНС, утвержденной Приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.
Виды выездных налоговых проверок и налоговый период
Выездные налоговые проверки бывают двух основных видов:
- Тематические проверки – они фокусируются на конкретном типе налога, например, на НДС. В данном случае, налоговый инспектор будет просматривать только документы и транзакции, связанные с этим налогом.
- Комплексные проверки – эти проверки охватывают сразу несколько видов налогов. Например, может проводиться проверка по НДС и налогу на прибыль организации. Это более широкий вид проверки, в ходе которой налоговый инспектор будет просматривать документы и транзакции по нескольким налогам.
С точки зрения налогового периода, выездная налоговая проверка может проводиться за период от трех месяцев до трех лет. Если же компания, в отношении которой назначена выездная проверка, находится на стадии ликвидации, то проверка может охватить три предшествующих года и текущий налоговый период. Это делается для убеждения в том, что компания правильно исчисляла и уплачивала налоги за весь период своей деятельности перед закрытием.
Периодичность выездных налоговых проверок
На сколько часто налоговая служба может проводить выездные проверки у одного и того же налогоплательщика? В течение календарного года налоговая инспекция имеет право провести не более двух выездных проверок у одного налогоплательщика. Это ограничение распространяется как на саму организацию, так и на её филиалы и представительства.
Следует отметить, что есть исключения из этого правила. Выездная налоговая проверка, которая проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться вне зависимости от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяемый период не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Кроме того, налоговый орган имеет право на проведение повторной выездной проверки. Повторной выездной налоговой проверкой признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Основания, по которым может проводиться повторная выездная налоговая проверка, установлены в пункте 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации.
Мероприятия налогового контроля при выездной налоговой проверке
Выездная налоговая проверка – это сложный процесс, в рамках которого налоговый инспектор имеет право на проведение ряда мероприятий. В частности, при проведении выездной проверки инспектор имеет право:
- Истребовать документы у проверяемого налогоплательщика (пункт 12 статьи 89, статья 93 Налогового кодекса РФ);
- Требовать документы и информацию у контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (статья 93.1 НК РФ);
- Допрашивать свидетелей, в том числе работников проверяемой компании (статья 90 НК РФ);
- Осматривать помещения, территорию, предметы проверяемой компании (пункт 13 статьи 89, статья 92 НК РФ);
- Изымать документы и предметы у проверяемой компании (пункт 14 статьи 89, статья 94 НК РФ);
- Проводить экспертизу (статья 95 НК РФ);
- Привлекать к участию специалиста (статья 96 НК РФ).
Наиболее востребованы у налоговых инспекторов следующие виды документов:
- Налоговые декларации;
- Бухгалтерская отчетность;
- Первичные документы;
- Банковские и кассовые документы;
- Лицензии.
Налоговый орган в процессе проверки будет проводить детальный анализ всех имеющихся документов, вне зависимости от того, были они получены в ходе проверки или до ее назначения.
Сроки проведения выездной налоговой проверки
В соответствии с налоговым законодательством, срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. Однако, налоговый кодекс предоставляет возможность налоговым органам продлевать или приостанавливать этот срок. В практике, инспекторы часто используют эти механизмы для получения дополнительного времени на исследование определенных вопросов или просмотр дополнительных материалов.
- Срок продления проверки составляет до 4 (в некоторых случаях до 6) месяцев (пункт 6 статьи 89 Налогового кодекса РФ).
- Срок приостановления проверки может достигать до 6 (в некоторых случаях до 9) месяцев (пункт 9 статьи 89 НК РФ).
Таким образом, с учетом возможности продления и приостановления проверки, максимальный срок выездной налоговой проверки может достигать 1 года и 3 месяцев.
Важно отметить, что срок выездной налоговой проверки филиала или представительства ограничивается одним месяцем. В этом случае налоговые органы могут только приостановить проверку.
Срок выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения о проведении проверки и заканчивается в день составления акта по результатам проверки. Данный документ должен быть вручен проверяемому в этот же день.
Основные этапы выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка состоит из нескольких основных этапов:
- Начало выездной налоговой проверки. На этом этапе налоговым органом выдается решение о проведении выездной налоговой проверки, которое вручается проверяемому налогоплательщику.
- Процесс проведения проверки. Этот этап может продолжаться в максимальном случае до 1 года и 3 месяцев. В рамках проверки налоговые инспекторы проводят необходимые проверочные мероприятия, включая анализ документов и проведение встречных проверок.
- Завершение проверки. На этом этапе инспекторы составляют справку о проведении выездной налоговой проверки, которая передается налогоплательщику.
Нужно отметить, что в рамках установленных сроков инспекторы должны успеть провести все запланированные и возникшие в процессе проверки мероприятия. Если инспекторы получают доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (согласно постановлению ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).
Важно упомянуть, что подобные нарушения не обязательно приведут к отмене решения и результатов выездной налоговой проверки. Единственным формальным условием, которое может повлиять на решение суда, является нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).
Этапы завершения выездной проверки проверяющим налоговым органом
- Составление справки о проведенной проверке. В последний день проверки налоговые инспекторы составляют справку о проведенной проверке и вручают её налогоплательщику.
- Составление акта выездной проверки. В течение двух последующих месяцев (или 3 месяцев в случае проверки консолидированной группы налогоплательщиков), налоговые инспекторы оформляют акт выездной проверки. Акт и приложенные к нему документы также вручаются налогоплательщику. Если у налогоплательщика есть возражения по акту, он имеет право направить их на рассмотрение в налоговый орган в течение месяца после получения акта.
- Вынесение решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Если поступили возражения или у налогового органа появились новые обстоятельства, требующие анализа и могущие повлиять на решение, налоговый орган выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение вручается налогоплательщику. Срок проведения дополнительных мероприятий составляет 1 месяц. По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля составляется дополнение к акту налоговой проверки в течении 15 дней. Дополнение к акту и приложенные к нему документы вручаются налогоплательщику в течении 5 дней с даты составления документа.
- Вынесение решения. Если у налогоплательщика есть возражения на дополнение к акту, он имеет право представить в налоговый орган письменные возражения в течение 15 дней со дня получения дополнения. По результатам рассмотрения материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, налоговый орган выносит окончательное решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности.
Решение налогового органа может быть обжаловано налогоплательщиком как в досудебном, так и в судебном порядке. При этом стоит помнить, что каждый этап обжалования имеет свои сроки и процедуры, несоблюдение которых может привести к отказу в удовлетворении претензий.
В заключении стоит отметить, что независимо от вида вашего бизнеса и его размеров, выездная налоговая проверка является неотъемлемой частью налоговой системы. Статья представляет собой обзор процедуры выездной налоговой проверки, чтобы помочь вам быть в курсе и уверенно вести бизнес. Однако, при возникновении сложных вопросов или ситуаций, всегда рекомендуется обращаться к профессиональным налоговым консультантам для обеспечения соблюдения всех налоговых требований и минимизации рисков.
Эксперты в области налогообложения не только помогут вам правильно интерпретировать законодательство, но и обеспечат поддержку в переговорах с налоговыми органами, если это потребуется. Правильное управление налоговыми рисками – это ключ к стабильности и процветанию вашего бизнеса!