Многие клиенты обращаются в Центр налоговых решений «КМК» до назначения выездной налоговой проверки. Они сталкиваются с такой формой налогового контроля как предпроверочный анализ. Но дело в том, что такая форма контроля не закреплена в Налоговом кодексе РФ. Разбираемся, законно ли это и в каких случаях нарушаются права налогоплательщика.
Что такое предпроверочный анализ и зачем он нужен?
Предпроверочный анализ — это негласное исследование информации о налогоплательщике, которое проводит налоговая инспекция чтобы определить целесообразность выхода на выездную проверку. Эта форма не закреплена в Налоговом кодексе РФ.
Дело в том, что выездная налоговая проверка — достаточно затратное для налогового органа мероприятие. Ее назначат только в случае, если инспектор выявит большую вероятность доначисления налогов по ее результатам.
В результате предпроверочного анализа ФНС решает:
- Нарушил ли налогоплательщик законодательство. Сотрудники налогового органа должны понять, каковы шансы выявить в ходе выездной проверки недоимку по налогам и каков ее потенциальный размер
- Реально ли взыскать обнаруженную недоимку. Фактическое взыскание денег в бюджет — важная часть деятельности ФНС. На этапе предпроверочного анализа инспектор проанализирует наличие активов у проверяемой организации.
Что может выявить ФНС?
Выводы по результатам такого анализа инспектор излагает в Заключении. В каждой инспекции ФНС имеется отдел предпроверочного анализа.
При анализе инспекторы руководствуются Концепцией планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). В письме отражены критерии риска, при наличии которых налоговый орган назначает проверку.
Основные риски таковы:
- низкая налоговая нагрузка,
- низкая рентабельность,
- отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов,
- значительные суммы налоговых вычетов по НДС,
- темп роста расходов превышает темп роста доходов,
- низкий уровень заработной платы,
- использование в деятельности сомнительных контрагентов,
- частая миграция и другие.
Как узнать, что в отношении вашей компании проводится предпроверочный анализ?
Налоговые органы никак специально не уведомляют плательщика о том, что в отношении него проводится подробный предпроверочный анализ. Это закрытая информация, и она не разглашается. И все же догадаться о проведении анализа можно самостоятельно по косвенным признакам.
Сам предпроверочный анализ имеет два этапа:
- Анализ информационных ресурсов.
- Анализ документов и информации, полученной в результате мероприятий налогового контроля.
На первом этапе анализируют специальные программы:
- СУР АСК НДС-2 — система, с которой начинается проведение предпроверочного анализа. Эта система аккумулирует данные налоговой и бухгалтерской отчетности и делит налогоплательщиков на три группы риска:
- зеленый (низкий уровень риска): организации, деятельность которых не вызывает подозрений;
- желтый (средний уровень риска): организации с минимальными нарушениями;
- красный (высокий уровень риска): организации, применяющие схемы ухода от налогообложения.
Легко догадаться, что основным объектом внимания проверяющих становятся компании третьей (красной) группы риска.
- АИС «Налог-3» — единая информационная система ФНС, аккумулирующая в себе сведения обо всех налогоплательщиках как из внутренних источников налоговой, так и извне.
При обнаружении у организации рисков, налоговый орган приступает ко второму этапу анализа. Он представляет собой исследование документов и информации, полученных в ходе истребования. И на этом этапе налогоплательщик может понять, что в отношении него началась проверка.
Явный признак того, что в отношении вас проходит предпроверочный анализ — это истребование документов вне рамок налоговой проверки. В требовании о представлении документов (информации) налоговая ссылается на п.2 статьи 93.1 НК РВ.
В этой статье говорится о том, что налоговый орган вправе запросить документы (информацию) вне рамок налоговых проверок, если выполняются следующие условия:
— существует обоснованная необходимость в этих документах (информации);
— наличие конкретной сделки.
При выполнении указанных условий налоговый орган может истребовать документы у участников этой сделки или лиц, располагающих информацией о ней.
На что обращать внимание при получении требования вне рамок налоговых проверок?
- Оценить требование с учетом сказанного выше на предмет его законности: оно должно быть вынесено вне рамок налогового контроля, а у налогового органа должна быть обоснованная необходимость.
- Найти в требовании ссылку на сделку (договор, счет-фактуру, платежное поручение), период ее заключения и указание на контрагента.
- Предоставить налоговой только те документы, которые указаны в требовании. Если у вас запрашивают информацию — передать информацию, а не документы.
- Проанализировать перечень запрашиваемых документов. Если вы ранее их представляли (даже по запросу иного налогового органа), у вас есть право повторно не представлять, а дать пояснение со ссылкой на предыдущее требование.
- Если у вас затребовали документы в очень большом объеме, и вы не в состоянии такой объем подготовить в установленный срок, написать ходатайство о продлении срока представления документов.
Как правило, налоговая запрашивает документы за три предыдущих года. Однако, эти действия налогового органа не соответствуют налоговому кодексу.
Что говорит судебная практика?
Разберем на примере решения Арбитражного суда Москвы от 05.10.2020 по делу N А40-211149/18-115-4949 (Дело ООО «Артек»)
Из решения следует, что «предпроверочный анализ» — это незаконное мероприятие налогового контроля.
В Налоговом кодексе РФ
- отсутствует определение этого понятия;
- не установлены порядок и сроки проведения;
- не определен объем прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков;
- не предусмотрено право налоговых органов запрашивать у налогоплательщика документы (информацию) о его хозяйственной деятельности за несколько налоговых периодов до принятия решения о проведении выездной налоговой проверки;
- отсутствует порядок закрепления результата такого анализа, порядок доведения до сведения налогоплательщика, порядок обжалования результатов мероприятия.
Суд также объяснил, почему предпроверочный анализ за несколько налоговых периодов нарушает права налогоплательщика.
Здесь нарушаются следующие принципы:
1) Гласность
Налогоплательщик вправе знать, что в его отношении ведется проверка. Но нормативные акты ФНС России, регулирующие предпроверочный анализ, не доступны для налогоплательщиков и не опубликованы в порядке, установленном законом.
2) Законность
Налоговый орган не вправе применять по отношению к налогоплательщику формы и методы налогового контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
3) Срочность налоговой проверки
Налогоплательщик вправе рассчитывать, что административная нагрузка на него в связи с налоговой проверкой не бесконечна и ограничена конкретными сроками. Предпроверочный же анализ не имеет установленных законом сроков и может проводиться инспекцией непрерывно.
4) Невозможность проведения двух и более налоговых проверок одного и того же налогового периода
Поскольку налоговый орган проводит предпроверочный анализ налога и налогового периода, не уведомляя об этом налогоплательщика, то это позволяет обойти запрет на проведение двух проверок одного и того же налога и налогового периода.
5) Полнота и объективность проверки
Цель камеральной или выездной проверок – выявление правильности исчисления налогов, что подразумевает полное и объективное изучение хозяйственной деятельности налогоплательщика и выявление не только недоплаты налога, но и излишней уплаты налогов.
Односторонний подход к проверке, когда не выявляются или не принимаются во внимание выявленные факты переплаты налогов, недопустим.
6) Право на защиту своих прав и законных интересов от незаконных действий проверяющих должностных лиц, а также право на обжалование результатов проверки
Налогоплательщик не имеет доступа к тексту внутриведомственных документов, регулирующих порядок проведения предпроверочного анализа. Это нарушение права налогоплательщика на обжалование как самих документов, так и действий должных лиц налоговых органов.
Рекомендуем ознакомиться с текстом этого решения Арбитражного суда Москвы и цитировать его при ответе на требования налогового органа.
Если вы столкнулись с подобными действиями налогового органа, эксперты Центра налоговых решений «КМК» защитят ваши права.